Magma - Mekanik Destruktiw Kommandoh, 1973
Zeuhl, avant-prog
France
"Магма" - это особое явление в музыке XX века, это целая ни на что не похожая ойкумена, писать о которой можно бесконечно. Кристьен Вандер, лидер группы, сам создал свой стиль zeuhl ("дзюль" или "цойль", как его иногда называют) и свой искусственный язык - кобайский, и на нём все его произведения до 1978 г. с вот этими странными нечитаемымим названиями с точечками. Всё творчество "Магмы", а особенно этот третий альбом Mekanik 1973 г., считается дефиницией стиля zeuhl, которому потом многие подражали - Art Zoyd, Univers Zero, COS, Eskaton, Dun и другие.
Музыка эта очень потусторонняя, странная, но одновременно энергичная и богатая. Я бы сказала, она ампирно-помпезная - в основном, за счёт оркестровок. Хорошо, а какой должна быть музыка, если это и вправду своя империя под названием Кобайя? Такой и должна, со вселенскими амбициями. Вот за это мы её и любим - за странные ритмы, держащие постоянно в тонусе, за немного истеричный, но не перегружающий, театральный женский вокал и хор. Если есть желание втиснуть "Магму" в деревянный ящик какого-то стиля, то сделать это весьма затруднительно. Но хотя бы примерно это можно назвать авангардом. Особенно учитывая, что время - начало 70-х. Понято, что о каком-то коммерческом успехе речи не шло. Сейчас-то "Магма" - группа на любителя, так что уж говорить о тех годах, когда были в моде "Битлы", классический хард - т.е. вещи, рассчитанные на более широкую аудиторию.
Немного поговорим о том, кто такой Кристьен Вандер.
Он приёмный сын одного тоже известного джазового пианиста Мориса Вандера, работу которого мы слушали сегодня днём у Жана-Люка Понти с Граппелли. Кристьен пошёл по стопам воспитавшего его человека, играл джаз в разных группах, много слушал Колтрейна, получил классическое музыкальное образование. Это позволило ему реализоваться и как композитору, и как барабанщику в своей группе, а также стать вождём империи Кобайя. По легенде Вандер видел сон, в котором ему было явлено экологическое будущее человечества. Так родилась концепция Кабайи, а в вместе с ней и свой язык.
"Магма" продолжала вместе до 1978 г., затем закрылась, и Вандер занялся своим сольным проектом Offering, который также представлен в нашем паблике, но затем в 1980 "Магма" ожила снова, а Offering продолжался параллельно. Последний студийный альбом вышел в 2022, и он содержит ранние песни, переосмысленные в наши дни, в современном прочтении.
Line up:
Klaus Blasquiz - vocals, percussion
Claude Olmos - guitar
Jean-Luc Manderlier - piano, organ
Teddy Lasry - brass (?), flute
René Garber - bass clarinet, vocals
Jannick Top - bass
Christian Vander - drums, percussion, vocals, organ
Stella Vander, Muriel Streisfeld, Evelyn Razymovski, Michele Saulnier, Doris Reihnardt - chorus vocals
#liana_arev1